Целостность русской истории, её преемственность и безопасность России
Георгий Зазулин
14 мая 2019
1. Стратегия национальной безопасности РФ (Указ Президента РФ №683 от 31.12.2015), защищая основы российского общества и формируя единое культурное пространство нашей странны в ХХI веке, выделяет в системе единых духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей такую ценность как «преемственность истории нашей Родины».
2. Размышляя над смыслом данной ценности (а то, что это важнейшая ценность никаких сомнений у меня не вызывает), начну с ответа на вопрос: «Что для меня, человека, рожденного в далеком 1954 году, означает слово Родина»? Наиболее глубоко смысл слова «Родина» для меня раскрывает следующее определение: «Родина - это определенный Мiр, в котором нас не только родили, но и воспитали и которому мы, став личностью, принадлежим, взяв на себя ответственность за его судьбу (безопасность)».
3. Что для меня, человека, чья «Советская Родина» реально исчезла с распадом СССР в холодной войне с США, означает слово «наша Родина», точнее «моя Родина»? Погибла, исчезла «моя Родина» с разрушением государства или «моя Родина» существует и требует от меня нести ответственность за её судьбу и наполнять свою жизнь смыслом? Отвечая на этот вопрос, прихожу к выводу, что в 1991 году «моя Родина» одновременно и исчезла, и не исчезла. Исчезла она как «советское государство», а сохранилась как «Русский мир» или как русская «локальная человеческая цивилизация» (ЛЧЦ), если говорить в терминах геополитики.
4. Но даже сейчас, после уточнения представлений о смысле слов «наша Родина», вынужден признать, что термин «преемственность истории нашей Родины» не приобрел для меня понятного и однозначного смысла, и только потому, что он содержит в себе слово «история». Ведь человечество не выработало единую непротиворечивую область знания, а пользуется тремя не сводимыми друг к другу областями знаний: религиозными, изотерическими и научными (Ивашов Л.Г. Геополитика русской цивилизации. М. 2015, с.8-9). Разве современное человечество, наши соотечественники или мы с Вами уже договорилось о том, что такое история и как мы понимаем её смысл? Разве не должен этот вопрос волновать нас раньше, чем мы приступим к обсуждению проблематики целостности русской истории, как отдельного вопроса и проблемы целостности мировой истории всего человечества?
5. Даже беглое знакомство со специальной литературой по истории требует положительного ответа на данный вопрос потому, что кроме «истории» как науки уже давно разработано такое направление общественной мысли как «историософия» (греч. istoria — история, sophia — мудрость) - совокупность философских истолкований исторического процесса, каждое из которых усматривает в ходе истории воплощение тех или иных аксиологических принципов: органичности (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби); воли к жизни (В. Дильтей, Ф. Ницше); всеединства и богочеловечества (B.C. Соловьев и русская религиозная философия XX в.); эстетического начала (К. Леонтьев); стремления к утверждению духовной свободы (Н. Бердяев) и др. (подробнее смотреть на http://sr.artap.ru/istoriasophia.htm).
6. Итак, что же такое история? Это вопрос далеко не праздный, потому что для одних история есть «твердая опора и неколебимая почва для национального сознания и самопознания» (Александр Нечволодов, 1913), для других история это «политика, опрокинутая в прошлое» (М.Н. Покровский, 1928), а третьи считают, что «“истории” в таком понимании, в каком о ней говорит большинство людей, просто не существует» и утверждают, что «она не имеет смысла» (Карл Поппер, 1992).
7. Такое разномыслие могло бы нас смутить, если бы мы не знали о том, что для правильного ориентирования в Мiре и, особенно в Мiре терминов, необходимости использовать предложенный А.Г. Дугиным парадигмальный анализ, т.е. понимать, что при переходе от традиции к модерну смысл одного и того же слова (термина) изменяется на противоположный, а при переходе к постмодерну смысл этого же слова может стать каким угодно, т.к. в постмодерне он полностью зависит только от того субъективного, которое доминирует в “постмодернисте”, использовавшем данное слово в своей речи или тексте. Значит по А.Г. Дугину слово «история» одно, а смысла у него три: два имеет противоположные значения, а третий может быть каким угодно, вплоть до отрицания его вообще (как это делает современный западный философ К. Поппер, принадлежащий новоевропейской цивилизации, написавшей на своем знамени уничтожение тайны).
8. Что такое история как целое? Доступна ли история пониманию и осмыслению во всем своем временном измерении и в планетарном масштабе? По мнению д.и.н., профессора Н.И. Смоленского на сегодняшней момент существует два противоположных подхода к её решению.
Согласно первому подходу история представляет собой единое целое. Этот подход характерен для представителей гуманизма, историков и философов европейского Просвещения, утопического социализма, позитивизма, марксизма, философии истории экзистенциализма (различные варианты её периодизации предложили К.А. Сен-Симон, О. Конт, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс; а наиболее известными сторонниками единства мировой истории стали французский историк Ф. Бродель и немецкий философ К. Ясперс).
Согласно второму подходу история понимается как сумма локальных культур, стран, этносов, континентов, цивилизаций (Данилевский Н.Я., Шпенглер О., Сорокин П., Бердяев Н.А., Тойнби А.). По мнению Н.И. Смоленского «оба подхода ко всемирной истории не приближают нас к истине». Однако русский геополитик должен думать не только как историк, потому что в условиях глобализации кроме Истины его не меньше волнует сохранение населением России своей цивилизационный идентичности являющейся основой безопасности страны. Ведь с точки зрения борьбы государств друг с другом, которая проходила через всю историю человечества и привела к тому, что современный Мiр не только разделился на три сферы (центр, полупериферию и периферию), но и «обзавёлся» надстоящими и над американскими, и над европейскими структурами глобального управления, последние продвигают во всем Мiре первый подход, согласно которому исторически существовали различные модификации только западного цивилизационного проекта (католический проект, просветительский проект, англосаксонский проект, фашистский проект, американский проект), что и обеспечило целостность мирового исторического процесса (от дикости через варварство к цивилизации, которая должна быть основана на демократических американских ценностях позиционируемых как ценностях общечеловеческих).
9. Что же такое русская история как целое? «У Н.М. Карамзина одна версия русской истории, у С.М. Соловьева – другая, у В.О. Ключевского - третья, и все они во многом противоречат друг другу. Кому верить?» - утверждает и задает вопрос современный русский ученый, философ и писатель В.Н. Тростников (1928 - 2017), автор книги «Бог в русской истории» (2008). Рассматривая историю России как промысел Божий о человечестве, автор подводит читателя к мысли о существовании исторической роли России и аргументировано подтверждает то, что давно открыто соборному сознанию нашей Русской церкви и народной мудрости – святость и богохранимость России. Тростников под Россией понимает не просто какую-то материальную данность – государство или нацию, - а данность духовную, Русскую Православную цивилизацию. А на вопрос, который мы уже рассматривали (п.6) «Что такое история?» он даёт такой ответ: «История есть замысел Бога о человечестве».
10. Целостность русской истории можно понять, а значит и признать, если ответить на вопрос: «Зачем на Земле существует Россия?». Убежден, что на этот вопрос блестяще ответил современный русский историк, д.и.н. Сергей Вячеславович Перевезенцев в книге «Смысл русской истории. М. Вече. 2004». Он блестяще доказал, что Россия имеет особую судьбу в истории человечества, потому что она обладает только ей присущей особостью, которая обусловлена следующими тремя факторами. Во-первых, геополитический фактор. Россия находилась и находится на границе двух великих цивилизация, образно называемых Востоком (цивилизация «мудрецов») и Западом (цивилизация «героев»). Во-вторых, этнополитический фактор. Русский народ формировался на базе славянских племен, которые по своим обычаям, по своей хозяйственной жизни, по духовному складу отличались и от соседних с ними племен Западной Европы, и от народов Востока. Будучи изначально рожденным на полиэтнической основе русский народ в процессе своего формирования сумел «переварить», ассимилировать другие, в том числе неславянские этнические группы, что свидетельствует о его необычайной жизнеспособности. В-третьих, религиозный фактор. Отличие России от Запада выражалось в том, что на Руси издревле, с Х в. сложилась особая форма христианства, получившая наименование русского православия. С течением времени, само православие стало связываться в народном сознании с идеей национальной независимости, ибо оно олицетворяло собой борьбу с иноземными захватчиками, доказывало, что русский народ, сохранив свою религию, не канет в Лету истории, а сохранит себя и свою культуру.
11. С.В. Перевезенцев считает, что познать русский смысл бытия должна помочь наука история. Вот как он определяет это понятие: «История – это наука, раскрывающая смысл исторического бытия, а значит, наука о том, как устроить жизнь настоящую и будущую через знание прошлого». И добавляет, что «…понимание смысла истории зависит не столько от знаний или научно-теоретических представлений самого ученого или любого человека, стремящегося познать историю, сколько от его религиозно-философского мировоззрения, а точнее – от его веры. Поэтому наука история теснейшим образом связана и с философией, и с религией». Именно поэтому, по мнению Перевезенцева, познанием смысла истории занимается не просто наука история, а историософия – научная дисциплина, познающая Премудрость Божию в истории.
12. В чем же состоит смысл русской истории, автоматически обеспечивающий ей историческую целостность, понимаемую как верность только одной, единственной цели?
С.В. Перевезенцев: «Если внимательно проанализировать отечественную историю, историю русского духа, то окажется, что на протяжении тысячи лет Россия как особая цивилизация готовилась только к одному, но самому важному деянию – к битве с антихристом. Более того, русские православные люди стремились побороть антихриста еще до его прихода на Землю, а если не побороть, то максимально ослабить его воинство. В этом состояло и состоит главное предназначение России на Земле – удержание мира в Истине, спасение мира от антихриста» (с.451).
13. Какие факты «пугают» нас, вынуждая думать, что русская история утратила целостность? Замена в начале ХХ века имперской идеологии Российской Империи, созданной русским народом, на другие идеологии, которые возникли после гражданской войны (на пролетарскую, интернациональную, коммунистическую, гуманистическую, либеральную и т.д.) обернулась ослаблением русской локальной человеческой цивилизации (ЛЧЦ), т.к. население страны, являясь «живой» частью единого цивилизационного сообщества, раскололось на множество осколков, противопоставленных друг другу:
-
на красных и на белых (последние были уничтожены или эмигрировали)
-
на материалистов и на идеалистов, не принявших революцию (уничтожены или высланы в Европу на пароходе философы, ученые)
-
на крестьян бедных и на крестьян зажиточных (впоследствии раскулачены и уничтожены)
-
на атеистов и на верующих в Бога (десятки тысяч священников репрессированы, а церкви разрушены)
-
и т.д., и т.п.
Что можно сказать по этому поводу? Предоставим слово, уже цитируемому ранее православному историку, Сергею Перевезенцеву: «Вот эта аксиома, подтвержденная всей историей ХХ века: отказ русского народа от устремленности к духовному бессмертию, к Вечности и участие в гонке за бессмертием физическим, за “прогрессом” приводит русский народ и к духовной, и к физической смерти!».
Но ведь факты раскола населения не есть раскол русского народа, а тем более не есть изменение замысла Бога об историческом предназначении русских на Земле, которое по утверждению немецкого философа В. Шубарта заключается в том, что «русские имеют самую глубокую, по сути, и всеобъемлющую национальную идею – идею спасения человечества». Следовательно, русская история всегда была и есть сама целостность, за что и страдаем!
14. Что делать русским, чтобы выполнить историческое предназначение? Русская душа ищет возможности спасения - не себя, а всего Miра. Русский (точнее советский) народ обманули, представляющее его население пошло по ложному пути. Поэтому в начале ХХI века мы вынуждены вновь искать духовную опору, возрождать вековые истины, вновь обретать Веру, вновь искать Высший смысл бытия.
И, конечно, помнить самим и передавать новым поколениям смысл понятия «преемственность истории нашей Родины»:
– бережное отношение к отечественному прошлому, историческая преемственность в развитии страны, представление событий прошлого и настоящего как звеньев единой цепи;
- идеал, стремление к которому обеспечивает защиту исторической памяти от разрушения, а реализация, которого создаёт духовную основу для нашей победы в информационной и других войнах, ведущихся против России;
- передача от уходящих поколений приходящим поколениям таких знаний, которые образуют в своей совокупности национально-историческую память народа;
- формирование исторического сознания посредством обучения и воспитания (просвещения) населения, в основе которых лежат наши ключевые ценности и идеи (например, «русская идея»);
- запрет на произвольное обращение с историческим прошлым, зачеркивание и переписывание его «страниц».
Однако это – тема уже другой статьи.